Православие на Камчатке  
На главную / Звон
  История епархии
 
  Новости
 
  Опрос
 
  Звон
 
  Статьи
 
  Карта сайта
 
  Литературный журнал

Звон

МЕЛОДИЧНЫЕ СТУПЕНЬКИ К ВЕЧНОМУ

Колокол - великий символ русской православной души и главный вестник, рассказывающий здесь о сокровищах "горнего" мира. Великое счастье, что теперь голоса колоколов зазвучали и над Камчаткой.

Многие жители Петропавловска уже знают о том, что на Камчатку доставлены два комплекта колоколов. Один из них отправился в Усть-Камчатск, другой же остался Петропавловске. На Пасху звон этих колоколов разносился во всех уголках областного центра - в епархии соорудили передвижную звонницу, разместив ее на грузовом автомобиле. Автомобиль со звонницей принимал участие не только в церковных торжествах, но и в светских, например, в факельном шествии, посвященном памяти павших в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Звонил же в колокола Александр Беляков, приезжавший на Камчатку накануне Пасхальных праздников. Он же обучал искусству колокольного звона жителей Петропавловска. Теперь на Камчатке открылась школа звонарей. (Ведь в ближайшее время на наш полуостров доставят еще один комплект колоколов, так что нужда в профессиональных звонарях появилась нешуточная.) Кроме того, Александр провел несколько занятий с учащимися музыкальных школ областного центра, причем не только теоретических, но и практических. Мы расспросили Александра Белякова о его жизни на материке и о новых впечатлениях - ведь на Камчатке он был впервые, да и в ипостаси звонаря передвижной звонницы - тоже.

- Александр, скажите, как реагировали камчатцы на звон колоколов?

- В Елизове, например, я звонил около парка. Люди в это время гуляли семьями, а услышав колокольный звон, останавливались от удивления. Кто-то крестился, кто-то улыбался.

- Доводилось ли вам раньше звонить в колокола во время движения?

- Нет, во время движения я звонил в первый раз. Было непривычно, да и управлять трудно. Но сознание того, что ты делаешь что-то нужное, сглаживает возникающие шероховатости.

 - Вы впервые приехали на Камчатку?

 - Да. И, конечно, не мог не оценить Вашу великолепную природу. Мое окно выходит на бухту, открывается такой удивительный вид, величественные горы. Я бывал на Кольском полуострове, там похожая природа, но без вулканов. А сам родился на Сахалине в городе Невельск, мой отец был моряком. Затем, переехал в Подмосковье.

- А как Вы стали звонарем?

 - В Москве я стал ходить в храм святителя Николая в Заяицком, а затем и работать в этом храме. По предложению настоятеля храма, я пошел учиться на курсы звонарей при Московском колокольном центре. Через некоторое время, здесь же, закончил курсы повышения квалификации. В 2005 году центру исполняется десять лет. За это время выпущено около 1000 слушателей. Уже пять лет я работаю в нем начальником отдела оборудования. Занимаюсь установкой и монтажом колоколов. При нашем центре, кстати, существует единственный в мире музей колокольного звона: можно не только воочию ознакомиться с историей колоколов, но и услышать различные виды звонов, звон древних колоколов.

- Как Вы оцениваете колокола, привезенные на Камчатку?

 - У вас хороший набор колоколов. Он изготовлен в Каменск-Уральске предприятием "Пятков и К" - единственным, принятым в Европейский союз колокололитейщиков. Вообще же, изготовление колоколов - процесс технологически очень тонкий. Важно очень точно соблюсти пропорции, а они таковы: 80% меди и 20% олова. Именно при таком соотношении достигается наилучшее звучание.

- Наверное, у большинства звонарей развиваются профессиональные заболевания слуха?

- Вы знаете, нет. Старейший звонарь Москвы, научившийся звонить еще до революции, умер только в прошлом году. У него не было никаких проблем со слухом. Приведу интересный пример. В большие колокола звонят по двое-трое человек, забравшись внутрь. Так вот, во время звона они могут спокойно разговаривать и слышать друг друга, поскольку звук идет наружу. Колокол - это музыкальный инструмент, приятный для души. И если этот инструмент создает гармонию, то звон только улучшает слух.

- Вам запомнилась поездка на Камчатку?

- Да, безусловно, у меня осталась масса впечатлений. И пасхальный крестный ход под звон колоколов в Петропавловске, и изумленные лица людей в Елизове, восторг жителей Паратунки и других окрестных поселков. В дороге нам довелось останавливаться из-за поломки автомобиля. И вот что удивительно: многие машины позади нас останавливались, вместо того, чтобы продолжить движение, и слушали звон колоколов. А еще запомнилось общение с вашей молодежью во время обучения колокольному звону. Теперь на Камчатке будут свои звонари.

- Спасибо за интересную беседу. Позвольте пожелать вам успехов и пригласить снова посетить Камчатку, чтобы порадовать нас искусством, которое возводит душу человека к вечному и дает надежду.


Колокол - это музыкальный инструмент, приятный для души. И если этот инструмент создает гармонию, то звон только улучшает слух.

Cамые священные предметы русской истории - несомненно, колокола. Именно по ним в течение одиннадцати веков отмеряли цикл православного года, согласно которому существовало, строилось, воевало и жило государство российское. Наверное, поэтому колокольный звон неотделим от русской души. Даже первейший "западник" Герцен, ярый оппозиционер российского государственного устройства XIX века, для своего лондонского издания не нашел названия, более знакового для русского сознания, чем "Колокол". С полной достоверностью невозможно ответить на вопрос, кто отлил первый колокол. На Руси, они, очевидно, появились из Византии вместе с православным христианством. Впоследствии Русь оказалась единственной наследницей колоколов, так как турки, в 1453 году захватившие Константинополь, разрешили христианам исповедовать свою веру, но категорически запретили колокольный звон. По мнению магометан, он тревожит души умерших. А на пространствах будущей России в то время колокольный звон только ширился, росло мастерство литейщиков, создававших на все более и более совершенные колокола - это касается как размеров, так и звучания. С колоколами связано множество историй и легенд - точно можно сказать, что ни один из атрибутов церковной жизни не удостаивался такого большого внимания историографов и творцов народных сказаний. В качестве примера можно привести историю угличского "ссыльного" колокола, которую можно проследить по реальным историческим документам. Этот колокол пострадал во время репрессий Бориса Годунова, последовавших после убийства царевича Димитрия, последнего Рюриковича. До 1591 г. в Угличе на колокольне Спасского собора висел ничем не примечательный обыкновенный набатный колокол, который к тому времени, как говорится в летописях и устных преданиях, жил триста лет. Но вот 15 мая 1591 г. по приказу Марии Нагой пономарь Федот Огурец оглушительно зазвонил в этот колокол, оповещая народ о гибели царевича Димитрия. Угличане расплатились с предполагаемыми убийцами наследника престола. Царь Борис Годунов жестоко наказал не только участников этого самосуда, но и колокол, оповестивший о гибели Димитрия. По обычаю того времени, осужденных в ссылку преступников метили, лишая возможности побега: клеймили, рвали ноздри, за особые провинности отрезали уши и языки. Кое-кто из угличан тоже тогда лишился языка "за смелые речи". А набатный колокол, звонивший по убиенному царевичу, сбросили со Спасской колокольни, вырвали ему язык, отрубили ухо, и при всем честном народе, на площади, наказали 12 ударами плетей. Потом вместе с угличанами он отправился в сибирскую ссылку. Целыми семьями отправлялись в Сибирь и жители Углича. Почти год они на себе, под конвоем стражников, тянули набатный колокол до Тобольска. Немало настрадались в пути. Да и колокол, пока тащили его через холмы да овраги, переправляли через реки да болотные топи, тоже получил отметины, был поцарапан. В Тобольске тогдашний городской воевода князь Лобанов-Ростовский велел запереть карнаухий колокол в приказной избе, сделав на нем надпись "первоссыльный неодушевленный с Углича". Это подтверждают "Сибирские летописи" и "Статейный список сибирских воевод". Это лишь одна из тысяч историй о русских колоколах, есть еще множество легенд о колоколах царских, серебряных. Множество из них очень поучительны, и в сказочной форме, изящно и красиво, проповедуют нормы православной морали и жизни.

Новая Камчатская Правда 2005 г.


scgsdfg   Колокола являются одною из необходимых принадлежностей православного храма. В "чине благословения колокола" сказано: "яко да вси слышащие звенение его, или во дни или в нощи, возбудятся к славословию имени Святого Твоего".

Колокольный церковный звон употребляется для того, чтобы:

1. созывать верующих к Богослужению,

2. выражать торжество Церкви и ее Богослужений,

3. возвещать не присутствующим в храме о времени совершения особенно важных частей Богослужений. Кроме того, звоном созывался народ на вече (народное собрание). Звоном указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам. Звоном оповещалась какая-либо опасность или несчастье, напр., пожар. В трагические дни для Родины звоном призывали народ на защиту Отечества. Звоном оповещался народ о победе и приветствовалось победное возвращение полков с поля брани (войны) и проч. Так колокольный звон во многом сопутствовал жизни нашего народа. Колокола развешиваются на особой башне, именуемой колокольнею или звонницею, которая строится над входом в храм или же рядом с храмом.

Но колокола, как известно, стали употребляться христианами не сразу с появлением христианства. В Ветхозаветной церкви, - в Иерусалимском храме, -верующие созывались на Богослужения не колоколами, а звуками труб. В первые века гонений на христианство от язычников, христиане не имели возможности открыто созывать верующих к Богослужению. В то время верующие созывались на Богослужения тайно. Обычно это делалось через диаконов или особых вестников, а иногда сам епископ после Богослужения объявлял о времени и месте очередного Богослужения. После прекращения гонений (в IV веке) стали созывать верующих различными способами. Более общий способ созыва верующих к Богослужению определился к VI веку, когда стали употреблять била и клепала. Била или кандии - это деревянные доски, а клепала - железные или медные полосы, согнутые в полукруг. Наконец, определился самый усовершенствованный способ созыва верующих к Богослужению - это колокольный звон.

12,11 KbВпервые колокола, как известно, появились в Западной Европе. Есть предание, по которому изобретение колоколов приписывается Св. Павлину, Епископу Ноланскому († 411), т. е. в конце IV или в начале V века. Есть несколько сказаний об этом. По одному из этих сказаний, Св. Павлин во сне увидел полевые цветы - колокольчики, которые издавали приятные звуки. После своего сна епископ велел отлить колокола, имевшие форму этих цветов. Но, очевидно, Св. Павлин не ввел колоколов в практику Церкви, т. к. ни сам он в своих сочинениях, ни современные ему писатели не упоминают о колоколах. Только в начале VII века Римскому Папе Савиниану (преемнику Св. Григория Двоеслова) удалось придать колоколам христианское значение. С этого времени колокольный звон стал постепенно употребляться христианами, и в течение VIII и IX веков в Западной Европе колокола прочно вошли в практику христианского Богослужения. На Востоке, в Греческой Церкви, колокола стали употребляться со второй половины IX века, после того, когда в 865 г. венецианский дож Урсус прислал в дар императору Михаилу 12 больших колоколов. Колокола эти были повешены на башне при Софийском соборе. Но у греков колокола не вошли в обширное употребление. В России колокола появились почти одновременно с принятием христианства Св. Владимиром (988 г.), т. е. в конце Х века.

22,9 KbНаряду с колоколами употреблялись также била и клепала, которые существовали до последнего времени в некоторых монастырях. Но как ни странно, Россия заимствовала колокола вовсе не из Греции, откуда приняла Православие, а из Западной Европы. На это указывает даже самое название колокол, которое происходит от немецкого слова Glocke. На церковном языке колокол именуется "кампан" - от названия римской провинции Кампании, где из меди были отлиты первые колокола. Сначала колокола были небольшие, по несколько сот фунтов. Было их при храмах немного, по 2, по 3 колокола. Но с XV века, когда в России появились собственные заводы по отливке колоколов, то стали отливать колокола больших размеров. Так, на колокольне Ивана Великого в Москве имеются, напр., такие колокола: колокол по названию "Вседневный", весит 1017 пудов 14 фунтов; колокол "Реут", весит около 2000 пудов; самый большой колокол называется "Успенский" или "Праздничный", весит около 4000 пудов. Самым же большим колоколом в мире и в настоящее время является "Царь Колокол", стоящий теперь на каменном постаменте у подножия колокольни Ивана Великого. Он не имеет себе равного в мире не только по размеру и весу, но и по художественному литью. Царь Колокол был отлит российскими мастерами (отцом и сыном) Иваном и Михаилом Маториными в 1733 - 1735 годах. Материалом для Царя Колокола послужил его предшественник колокол-гигант, поврежденный пожаром. Этот колокол весил 8000 пудов и был отлит колокольным мастером, Александром Григорьевым, в 1654 г. К этому материалу в 8000 пудов было добавлено свыше 5000 пудов сплава. Общий вес Царя Колокола - 12.327 пудов и 19 фунтов или 200 тонн (218 амер. тонн). Диаметр колокола - 6 метров 60 см. или 21 фут 8 инчей. Это удивительное произведение литейного искусства не успели поднять на колокольню, т. к. колокол жестоко пострадал от страшного и опустошительного пожара в 1737 году. Царь Колокол тогда еще находился в литейной яме, окруженный деревянными лесами (конструкциями). Но был ли он поднят на эти леса или нет, точно не установлено. Когда эти деревянные леса загорались, их стали заливать водою. Раскаленный колокол от резкой перемены температуры дал много больших и малых долевых трещин и от него отвалился большой кусок, весом в 11.500 килограммов. После пожара Царь Колокол пролежал в яме целое столетие. В 1836 году колокол был поднят и установлен на каменный постамент, по проекту архитектора А. Монферрана, строителя Исаакиевского собора и Александровской колонны в Петербурге. На этом постаменте он стоит и теперь. Внизу, к постаменту прислонен отпавший край колокола. Такова судьба величайшего в мире Царя-Колокола, который никогда не звонил. Но и теперь, находящийся в Москве на колокольне Ивана Великого, колокол "Успенский", является самым большим в мире (4000 пуд.). Ударом в него давалось начало торжественному звону всех московских храмов в Великую, Светлую, Пасхальную ночь. Так русский православный народ полюбил церковный колокольный звон и обогатил его своею изобретательностью и искусством.

Отличительной чертой русских колоколов является их звучность и певучесть, что достигается различными средствами, как-то:
1. точною пропорцией меди и олова, нередко с добавлением серебра, т. е. правильным сплавом.
2. высотою колокола и его шириною, т. е. правильной пропорцией самого колокола,
3. толщиною стен колокола,
4. правильным подвешиванием колокола,
5. правильным сплавом языка и способом прикрепления его к колоколу; и многим другим.

Языком называется ударная часть колокола, помещающаяся внутри его. Русский колокол от западноевропейского колокола в первую очередь и отличается тем, что сам колокол укрепляется неподвижно, а язык подвешивается внутри колокола свободнокачающимся, ударом которого и производится звук. Характерно, что русский народ, назвав ударную часть колокола языком, уподобил этим звон колокола живому голосу. Для верующих русских людей колокола соделались языком, голосом и трубами. Поистине, каким другим именем, как не говорящими устами, можно назвать колокольный звон: в дни великих праздников он напоминает нам о блаженстве небесном, в дни святых Божиих он говорит нам о вечном покое святых небожителей, во дни Страстной седмицы напоминает нам о нашем примирении с Богом через Христа Спасителя, во дни Светлой Пасхальной седмицы возвышает нам о победе жизни над смертью и о вечной, нескончаемой радости будущей жизни в Царствии Христовом. Разве это не говорящие уста, когда колокол дает нам знать о каждом часе, о течении его, напоминая вместе с тем и о вечности, когда "времени уже не будет" (Апок. 10, 6). Благовествуя славу имени Христова, раздаваясь днем и ночью, и большею частью с высоты при храмах Божиих, колокольный звон сам собою напоминает нам слова Господа Вседержителя, сказанный через ветхозаветного пророка Исаию: "На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем, ни ночью..., напоминая о Господе" (Ис. 62, 6). Не случайно язычники часто слыша колокольный звон, говорили: "это голос христианского Бога слышен!"... Звуки одного церковного колокола представляют собою нечто возвышенное, торжественное; а если раздается звон нескольких более или менее согласованных между собою колоколов, то происходит еще более величественное благозвучие. Мощный колокольный звон, действуя на наше внутреннее чувство, пробуждает наши души от усыпления духовного. Какими скорбными, удручающими, а чаще всего раздражающими тонами отзывается колокольный звон в душе злого нечестивого отступника. Чувство беспокойства, душевного томления вызывается колокольным звоном в душе постоянно грешной. Между тем, как в душе верующей, ищущей мира с Господом Богом, церковный колокольный звон возбуждает светлое, радостное и мирное настроение. Так что человек может по колокольному звону определять состояние своей души.

Можно много привести примеров из жизни, когда человек, утомившийся в борьбе с житейскими горестями, впавший в отчаяние и уныние, решается посягнуть на свою собственную жизнь. Но, вот, до его слуха достиг церковный звон, и готовящийся стать самоубийцею, содрогается, страшится самого себя, невольно ограждает себя крестным знамением, вспоминает об Отце Небесном, и в душе его возникают новые, добрые чувства, - и погибший было навеки возрождается к жизни. Так, в ударах церковного колокола скрывается дивная сила, глубоко проникающая в сердца человеческие. Полюбив церковный колокольный звон, русский православный народ соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Потому православный колокольный звон служит не только указанием времени Богослужения, но служит и выражением радости, грусти и торжества. Отсюда и появились различные виды звона и каждый вид звона имеет свое название и значение.

Виды звонов

 

 Существует несколько видов звона:  

 

Благовест - одиночные удары в большой колокол.

В слове "благовест" ударение ставится на первый слог! "Благовест" - это всегда название звона, а не колокола. Колокол, в который производят благовест, называется - благовестником!  

 

Трезвон - несколько одновременно звонящих колоколов.  

 

Перезвон - поочерёдные удары (от одного до семи в каждый колокол) от большого к малым.  

 

Перебор - по одному удару в каждый колокол от малого к большому.

  

 

 

Благовест

 

   Звон, именуемый благовестом, предназначен возвещать о предстоящем начале богослужения.

 

   Благовест "...не только оповещает о времени начала службы, но и подготавливает христиан к ней ... Он, собственно, уже есть Богослужение" - говорит в Толковом Типиконе профессор Михаил Скабалланович. Благовест совершается, как уже говорилось выше: в великие праздники - в праздничный колокол перед воскресными службами - в воскресный колокол.

 

   Звонарю, как следует из указаний Типикона, перед звоном полагается брать у предстоятеля (священника, которому предстоит совершать богослужение) благословение на звон. "Прежде солнечного захождения дне субботнего, приходит параекклесиарх (сиречь кандиловозжигатель) к предстоятелю и творит поклонение ему, знаменуя пришествием своим время клепания" (Типикон, гл. 1).

 

   Благословение священника определяет благовесту, равно как и другому звону, статус богослужебного действия.

 

   Должность звонаря, как видим из указания, исполняет параекклесиарх - в современном варианте - пономарь, алтарник или чтец. Впрочем, в наше время звонить имеет право тот, кого благословил на это настоятель, независимо от того, принадлежит ли этот человек к разряду клириков, причетников или является просто прихожанином.

 

    

Звонарю во время благовеста рекомендуется читать непорочны (17-ю кафизму) или 12 раз 50-й псалом. "Та же восходя ударяет в великий компан не скоро, поя непорочны, или глаголя Псалом 50-й 12-ю" (Типикон, гл. 2). Из этого указания следует, что продолжительность звона соответствует, примерно, 20-ти минутам. Однако теперь, из-за того, что звон несёт в себе более символический, нежели практический смысл, время благовеста уменьшилось и составляет примерно 10 минут.

 

   В начале благовеста совершают два удара в назначенный колокол до полного затухания звука, а с третьего начинают мерные удары. Интервал между ударами следует выбирать такой, чтобы он соответствовал голосу колокола, иначе звон может получиться заунывный, если удары слишком редки, или тревожный, в случае очень частых ударов.

 

 

Трезвон

 

   Этот звон может быть совершаем в один приём, в два или в три (в зависимости от того, к какому богослужению суточного круга он предназначен). В суточном круге богослужений содержится три главные службы - Вечерня, Утреня и Литургия.

 

   Перед Вечерней совершается трезвон в один приём.

 

  Перед Утреней, поскольку это вторая служба, трезвон в два приёма.

 

 Перед Литургией - в три.

   Кроме того, существуют разновидности трезвона, именуемые "красный звон" и "звон в двои".

 

   О "красном звоне" можно сказать следующее: в Типиконе встречается выражение: "звон в красных" (Типикон, гл. 49) Красными в старину называли средние колокола за их приятный голос. Слово красный имеет в церковно-славянском языке значение "красивый, миловидный, прекрасный". Думается, не будет грубой ошибкой считать, что "красным" именуют трезвон, отличающийся красотой и разнообразием ритмических фигур, создающий ощущение сугубого торжества и ликования.

 

   Звон "в двои" совершается перед малой Вечерней, Литургией Преждеосвященных Даров, в Страстную Среду после Утрени и других случаях, когда желательно применить трезвон, но правила не позволяют трезвонить по-праздничному. Звонят "в двои" ударами в часовой и следующий за ним по величине колокол поочерёдно.

 

Перезвон

 

   Перезвоном принято называть последовательные удары в колокола. В богослужебной практике он производится для того, чтобы подчеркнуть важность предстоящей службы или действа. Так, перезвон большие колокола совершался в дни больших крестных ходов из Московского Кремля к празднующим престольный день церквям, перед чином коронаций, перед посвящением в епископы.

 

   Перезвон с использованием всех колоколов, от самого большого до самого маленького, совершается перед особыми действами, например, перед выносом Плащаницы. Когда этот звон применяется при чине водоосвящения, он символизирует собою сошествие Благодати Божией на освящаемую воду. При его совершении в чинопоследовании Великого Пятка, он знаменовал собой истощение сил распинаемого на кресте Спасителя. Три раза в году, в Неделю Крестопоклонную, на Воздвижение Креста Господня и в день Происхождения Честных Древ - вынос Креста на середину храма также сопровождается особым торжественным перезвоном.

  

 

Перебор

 

   Перебор - погребальный звон. Несмотря на свою простоту, имеет определенные разновидности. При погребении священников, иеромонахов, игуменов, архимандритов перед перебором ударяют в самый большой колокол 12 раз, затем совершают по одному удару в каждый колокол от малого к большому, символизируя человеческую жизнь в её развитии и взрослении.

 

   При погребении "мирских человек" вначале совершается перебор всех колоколов от малого к большому (как и в первом случае, но без 12 ударов), а в конце каждого "круга" перебора ударяют единожды во все одновременно, символизируя прерывание земной жизни.

 

смотри также:

http://www.zvon.ru/

http://www.zvonar.ru/

http://www.bilo.ru/

 

Разделы
© 2001-2006 Петропавловская и Камчатская епархия Сайт создан в компании «Экспресс-Интернет», 2004
Работает под управлением системы «Экспресс-Веб»