№ () / История епархии

«..PrevNext..»
[]

1840-1868 Святитель Иннокентий (Вениаминов)

1840-1868 

ПЕРИОД РУКОВОДСТВА КАМЧАТСКОЙ, АЛЕУТСКОЙ И КУРИЛЬСКОЙ ЕПАРХИЕЙ 

ЕГО ПРЕОСВЯЩЕНСТВОМ АРХИЕПИСКОПОМ ИННОКЕНТИЕМ (ВЕНИАМИНОВЫМ) 

18,45 Kb Родился святитель Иннокентий (в миру Иван Евсеевич Попов) в 1797 г. в с. Анга Верхнеленского уезда Иркутской губернии. В 1818 г. окончил Иркутскую духовную семинарию. В 1821 г. рукоположен в сан священника. В 1823 выехал с семьей на Аляску. Собственноручно строит в Уналашке церковь и школу, 10 лет проводит миссионерскую работу среди алеутов. С 1834 г. переезжает на о. Ситху и обращает в православных христиан индейцев и эскимосов. В 1839 г. возводится в сан протоиерея. В 1840 г. принимает монашеский постриг с именем Иннокентий. В этом же году возведен в сан архимандрита и в связи с созданием Камчатской, Алеутской и Курильской епархии хиротонисан во епископа. 

В 1842-1843 гг. епископ Камчатский, Алеутский и Курильский Иннокентий совершает объезд камчатских приходов и осмотр церквей по маршруту: Петропавловский порт - Мильково - Ключи - Нижне-Камчатск - Большерецк - Тигиль - Лесной острог - Дранкинский острог - Олюторка - Гижига - Охотск. 

В 1845 г. Преосвященный вновь посетил Камчатку с целью перевоза в Новоархангельск, к месту нахождения его кафедры, Камчатского духовного училища, чтобы, объединив его с духовным училищем столицы Русской Америки, создать там духовную семинарию. 

В 1850 г. с обозрением епархии прибывает на Камчатку. Здесь узнает о том, что он возведен в сан архиепископа. 

В Камчатскую епархию из Иркутской переведен Удский край. Архиепископ Иннокентий пишет по этому поводу митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету: «Камчатская епархия в сравнении с 1843 г. (в период первой поездки епископа, - А.Б.) сделалась обширнее: пределы ее к юго-западу от Охотска касаются Китайской границы». 

В 1852 г. Якутские церкви и приходы присоединяются к Камчатской епархии. В этом же году для удобства управления гигантской епархией Преосвященнейший владыка переселяется в порт Аян. 

В 1853 г. архипастырь Иннокентий переводит кафедру в Якутск и переезжает туда на постоянное местожительство. 

В 1854 г. Россию, позорно проигравшую Крымскую войну, всколыхнула весть о героической обороне Петропавловского порта. 

В 1855 г. имело место кратковременное пребывание архиепископа Иннокентия в плену у англо-французской эскадры (порт Аян). 

В 1857 г. выходит в свет книга протоиерея П. Громова «Историко-статистическое описание камчатских церквей». 

В 1858 г. Высочайшим Императорским Указом учрежден ежегодный крестный ход в Петропавловске в ознаменование победы над англо-французским десантом. В 1858 г., согласно Айгунскому договору с Китаем, огромный Приамурский край присоединяется к России. В переговорах, возглавляемых с российской стороны генерал-губернатором Сибири Н.Н. Муравьевым-Амурским, принял участие и архиепископ Иннокентий. 

В этом же году основан г. Благовещенск. 

В 1860 г. по Пекинскому договору к России отходит территория «...между р. Уссури и морем» - Приморский край, который включен в Камчатскую епархию. Основан г. Владивосток. Первую церковь в нем освящает владыка Иннокентий. 

1862 г. - перевод кафедры Камчатской епархии в г. Благовещенск.

1867 г. - Соединенным Штатам Америки продана Аляска (Русская Америка). Этот акт существенно повлиял на территориально-географическое положение епархии. 

В 1868 г. архиепископ Иннокентий назначен митрополитом Московским и Коломенским. 

В 1868 г. на кафедру Камчатскойепархии возводится епископ Вениамин. Впоследствии, по свидетельству епископа Нестора, титул «Епископа Камчатского» носили архиереи Павел, Мартиниан, Гурий, Макарий и Евсевий. («Камчатка. 1740-1840» Юбилейный сборник. Шанхай. Издательство «Слово». 1940. Стр. 44) 

В 1977 г. митрополит Московский и Коломенский Русской и Американской Православными Церквями канонизирован и причислен к лику святых. 

А что значит создание епархии, особой духовной области, которая нередко не совпадала с официальным административным делением территории? В Северной Америке и на Камчатке епархии создавались лишь в тех случаях, когда на месте появлялась личность соответствующего масштаба, способная управлять не только церковными делами, но также быть полезным во многих отраслях жизнедеятельности, включая науку. Власть над духовенством и людскими душами кому попало не отдашь, а в такую даль и глухомань, в отсталые, неразвитые, дикие и суровые края из числа талантливых и толковых священнослужителей из обжитого центра добровольно никто не ехал. 

В северо-восточной Азии, в Северной Америке - окраинах России, население (пришлое и коренное) требовало особого к себе отношения. Пришельцы были в основном мужского пола, людьми отчаянными, в большинстве проходимцы и авантюристы, нередко и беглые преступники, а аборигены, наоборот, были кроткими детьми природы, темными и дикими, наивными в своем мировоззрении. Прибавьте к этой социальной ситуации неизученность края, его баснословные богатства, жгучий интерес иностранных держав, суровейший климат, тяжелый каторжный труд, болезни, произвол властей («...до царя далеко»), беспощадная эксплуатация коренного населения и его протесты, доходящие до бунтов и восстаний... Требовались незаурядные личности.

Духовная миссия в Северной Америке была создана в 1793 году по просьбе и на средства Григория Шелихова, основателя Российско-Американской компании, а затем и первая епархия(1799 г.). Епископом Кадьякским был хиротонисан архимандрит Иоасаф, при бывший на Аляску в составе духовной миссии в сане простого монаха. Но епархия так и не открыла своей деятельности - епископ Иоасаф погиб вместе с экипажем и пассажирами на корабле «Феникс» в Охотском море (Российско-Американская компания и изучение Тихоокеанского Севера (1799-1815. Сборник документов. Наука. М. 1994)Более сорока лет потребовалось, чтобы появился в тех местах одаренный во всех отношениях пастырь и возглавил епархию. Но теперь уже не «Кадьякскую» или «Северо-Американскую», как предлагал Священный Синод, а «Камчатскую, Алеутскую и Курильскую». Название было присвоено по жесткому требованию императора Николая 1 (Путешествия и подвиги святителя Иннокентия, митрополита Московского, апостола Америки и Сибири. Правило Веры. М., 1999. С. 58). Позже в официальных документах и частной переписке, в специальной литературе епархию нередко стали называть просто «Камчатской», особенно после включения в ее состав Якутских, Приамурских и Приморских церквей и перевода кафедры в Якутск, а затем и в Благовещенск. А в связи с продажей Аляски в названии остался лишь камчатский адрес. Почему не менялось название епархии с присоединением к ней таких важных для России территорий, как Приамурье и Приморье? Возможно, что архиепископу Иннокентию, находившемуся уже в преклонном возрасте, не хотелось расставаться с памятью о местах своей подвижнической жизни и деятельности. Не исключено, что неукоснительно соблюдалось указание русского монарха. Это дает нам основание считать, что исторически Камчатская епархия ведет свое летоисчисление с 1840 года, а не с 1916-го, когда была создана самостоятельная епархия с прибавкой к названию слова «Петропавловская», обозначающего месторасположение кафедры. Одним из главных аргументов в пользу этого говорит и факт празднования 100-летия епархии одновременно с 200-летием города Петропавловска, организованным Юбилейным комитетом в 1940 году в Шанхае. В руководстве комитетом был и епископ Петропавловский и Камчатский Нестор (Анисимов), выступивший с докладом об истории епархии.

«..PrevNext..»

Версия для печати ++
Перейти к разделу >>
Перейти к номеру >>

1840-1868 Святитель Иннокентий (Вениаминов)